История образовательной деятельности ТПУ

Переход к университетскому инженерному образованию был обусловлен необходимостью подготовки специалистов, отвечающих требованиям научно-технического развития и складывающегося нового социально-экономического уклада страны, а также решения задач обеспечения профессионального, культурного, нравственного становления и саморазвития личности в процессе обучения. Политехники приняли активное участие в создании концепции и системного проекта технического университета.

Группа разработчиков этой концепции во главе с ректором Ю.П.Похолковым была удостоена Премии Президента России.

В 1991 – 1995 годп был осуществлен переход к многоуровневой подготовке специалистов. В этот период был сокращен объем аудиторных занятий и увеличена доля самостоятельной работы студентов, начато внедрение в учебную практику элективных дисциплин, проведена разработка и внедрение новых индивидуализированных технологий обучения.

В результате выполнения заданий Комплексной программы развития на период 1991-1995 гг. в основном были решены задачи формирования и становления вуза как технического университета, отработки эффективных механизмов повышения качества и результативности образовательной деятельности.


С 1997 года интенсивно развивался Центр дистанционного образования (ЦДО) ТПУ. Был создан комплекс оборудования телекоммуникационного узла, аудио-видео студия, сформирован www-сервер ЦДО, издано более 100 учебных пособий нового поколения, подготовлены видео -  лекции, созданы более десятка учебных пособий.

С 1998 года в университете активно стала реализоваться Программа экспорта и импорта образовательных услуг. В этот период были разработаны 5 первых образовательных программ на английском языке (Computer ScienceChemistryMechanical Engineering
Electrical EngineeringEnvironmental Protection), изданы 41 учебное пособие на английском языке,  приобретены десятки иностранных учебников, повысили квалификацию по английскому языку около 200 преподавателей.

В 1999 году были подготовлены документы для международной аккредитации образовательных программ ТПУ на английском языке в авторитетных зарубежных организациях (ABETOUVSCATE).

В результате 5 программ ТПУ впервые получили международную аккредитацию. В этом же году комиссией Минобразования РФ была успешно проведена комплексная оценка деятельности и государственная аккредитация университета.  

Глобальной целью третьей КПР ТПУ на 2001–2005 гг. являлась интеграция университета в международное научно-образовательное пространство. При выполнении третьей Комплексной программы развития было обеспечено: сохранение лидирующего положения университета в техническом образовании России, достижение мирового уровня подготовки специалистов и научных исследований по ряду направлений, создание открытой мультиязыковой и мультикультурной научно-образовательной среды.

В этот период была разработана система Образовательных стандартов ТПУ второго поколения и новые требования к организационно-методическому обеспечению учебной деятельности, усовершенствована система довузовской подготовки и тестирования абитуриентов для формирования качественного контингента студентов, развита система дистанционного образования.

В 2001 – 2005 гг. был накоплен первый положительный опыт разработки образовательных программ совместно с ведущими зарубежными университетами. Начались реализовываться совместные с Heriot-Watt University магистерские программы Reservoir Evaluation and Management, Petroleum Engineering, Oil and Gas Technology.

Научно-образовательный центр подготовки специалистов в области нефтегазового дела, созданный в ТПУ совместно с Heriot-Watt University (HWU, Великобритания) был первым и единственным в России.


В университете с 2004 г. реализуется система элитного технического образования (ЭТО). Отбор кандидатов на обучение в системе ЭТО ТПУ проводится по результатам вступительных испытаний (ЕГЭ) и дополнительного тестирования, в котором задания направлены на выявление интеллектуальных способностей и творческого потенциала - эрудиции, способности логически мыслить,  решать неординарные математические и физические задачи. В настоящее время в системе ЭТО ТПУ обучаются более 500 студентов.

В 2001 – 2005 гг. была обеспечена положительная динамика привлечения внебюджетных средств за дополнительные образовательные услуги, в том числе программы переподготовки специалистов в области информационных  технологий (IT) совместно с Microsoft IT Academy.

Университет вошел в список 30-ти лучших российских вузов − участников первого этапа программы Microsoft IT Academy уровня IT-Professional.

С 2003 года в университете начата реализация программы «Мастер делового администрирования» (Master of Business Administration − MBA), а также программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» с участием международной команды преподавателей из Великобритании, США, Франции, Германии, Португалии, Китая, Кореи, Японии.

В 2007 г. ТПУ победил в конкурсном отборе образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы (приказ Минобрнауки России от 09.03.2007 г. № 77). 

В 2009 г. Томский политехнический университет получил статус «Национальный исследовательский университет». В основе концепции дальнейшего развития ТПУ - подготовка кадров и разработка технологий для ресурсоэффективной экономики. 

В 2010 г. введены в действие «Стандарты и руководства по обеспечению качества основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по приоритетным направлениям развития Национального исследовательского Томского политехнического университета» с учетом международных стандартов инженерного образования.

Стандарт ООП ТПУ-2010 является комплексной институциональной нормой качества высшего образования, обеспечиваемого университетом. Он определяет требования к уровневым основным образовательным программам подготовки выпускников (бакалавр, магистр, специалист) по различным направлениям и является обязательным для исполнения всеми структурными подразделениями университета.

Согласно утвержденной Министерством образования и науки РФ Программы развития Национального исследовательского Томского политехнического университета на 2009–2018 гг. была изменена его организационная структура. В 2010 г. в университете было создано шесть крупных научно-образовательных институтов.

Ключевой задачей текущего периода для ТПУ является переход на уровневую подготовку бакалавров, специалистов и магистров, что потребовало комплексной модернизации основных образовательных программ, среды и средств обучения.  В 2010-2011 учебном году произведена оптимизация линейных графиков учебного процесса и структура базовых учебных планов, унификация ряда общеобразовательных и профессиональных дисциплин по кластерам родственных направлений с целью  повышения ресурсоэффективности научно-образовательной деятельности в университете.