Образовательный стандарт ТПУ

В Томском политехническом университете разработаны и введены в действие «СТАНДАРТЫ и РУКОВОДСТВА по обеспечению качества основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по приоритетным направлениям развития Национального исследовательского Томского политехнического университета» (Стандарт ООП ТПУ).

Стандарт ООП ТПУ обобщает передовые научно-методические разработки университета по технологиям проектирования и реализации ООП. Стандарт определяет особенности образовательных программ ТПУ в соответствии с особым статусом «национального исследовательского университета» (232, 309 ФЗ / ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 11. «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»), в т.ч.  структуру, кредитную стоимость циклов и разделов ООП; условия реализации ООП (график учебного процесса, организация приема и обучения студентов, формирование индивидуальных траектории студентов ТПУ, формирование учебно-методического обеспечения учебного процесса и др.); технологии оценивания результатов обучения ООП.

Стандарт ООП ТПУ разработан на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС) по   направлениям и специальностям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования, с учетом международных стандартов и требований к инженерному образованию, и является комплексной институциональной нормой качества высшего образования, обеспечиваемого университетом.

Общие нормативные документы:

Приказ 64/од от 18.06.2010 г. "О введении в действие "СТАНДАРТОВ и РУКОВОДСТВ по обеспечению качества основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по приоритетным направлениям развития ТПУ (Стандарт ООП ТПУ)"

Приказом от 21 сентября 2010 г. № 7104 утвержден Порядок разработки и утверждения образовательных стандартов по направлениям подготовки и специальностям, реализуемым в ТПУ

Приказ № 10146 от 02.10.2012 г.  "О введение в действие "СТАНДАРТОВ и РУКОВОДСТВ по обеспечению качества ООП подготовки бакалавров, магистров и специалистов по приоритетным направлениям развития ТПУ"

Приказы о введении в действие СУОС по напралениям подготовки и специальностям:

2011

Приказом от 13 декабря 2010 г. № 9334 введены в действие самостоятельно устанавливаемые образовательные стандарты ТПУ по направлениям подготовки бакалавров и специальностям

Приказом 9365 от 15.12.2010 г. введены в действие самостоятельно устанавливаемые образовательные стандарты ТПУ по направлениям подготвоки и специальностям (бакалавриат и специалитет)

2012

Приказом от 08.11.2011 г. № 10206 введены в действие самостоятельно устанавливаемые образовательные стандарты ТПУ по направлениям подготовки (бакалавриат)

Приказом от 10.11.2011 г. № 10357 введены в действие самостоятельно устанавливаемые образовательные стандарты ТПУ по направлениям подготовки (бакалавриат)

Приказом от 04.11.2011 г. № 9839 введены в действие самостоятельно устанавливаемые образовательные стандарты ТПУ по специальностям (специалитет)

2013

Приказом от 21 июня 2012 г. № 7138 введены в действие самостоятельно устанавливаемые образовательные стандарты ТПУ по направлениям подготовки магистров

Приказом от 21.06.2012 г. № 7272 введены в действие самостоятельно устанавливаемые образовательные стандарты ТПУ по специальностям (специалитет)

Приказом от 22.06.2012 г. № 7322 введены в действие самостоятельно устанавливаемые образовательные стандарты ТПУ по направлениям подготовки (бакалавриат)

Приказом от 22.06.2012 г. № 7515 введены в действие самостоятельно устанавливаемые образовательные стандарты ТПУ по направлениям подготовки (бакалавриат)

Приказом от 08.11.2013 г. № 12177 введены в действие самостоятельно устанавливаемые образовательные стандарты ТПУ по направлениям подготовки (бакалавриат)

Переход на ФГОС 3+ в 2015 г. (для ООП приема 2011-2013 гг.)

Приказ № 2124 от 17.02.2015 г. "О соответствии самомстоятельно устанавливаемых образовательных тсандартов ТПУ по направлениям и специальностям (для ООП 2011-2013 гг.) требованиям ФГОС ВО (ФГОС 3+)" (для ООП приема 2011-2013 гг.)

2014 и 2015 гг.

Приказ № 2079 от 16.02.2015 г. "О введении в действие самостоятельно устанавливаемого образовательного стандарта ТПУ по направлениям и специальностям (для ООП приема 2014-2015 г.)"

Приказ № 2930 от 05.03.2015 г. - изменения в приказ № 2079 от 16.02.2015 г. в части ООП магистратуры

2016

Приказ № 14583 от 18.11.2015 г. "О введении в действие самостоятельно устанавливаемого образовательного стандарта ТПУ по направлениям и специальностям (для ООП приема 2016 г.)"

Томский политехнический университет в 90-е годы ХХ века одним из первых в российской высшей школе перешел на двухуровневую подготовку специалистов (бакалавриат – магистратура) в области техники и технологий, сохраняя при этом традиционную подготовку инженеров по моноуровневым программам для ряда отраслей промышленности.

С 1995 г. разработка образовательных программ в ТПУ осуществлялась по «Образовательным стандартам ТПУ», созданным на основе ГОС ВПО РФ с учетом традиций университета, особенностей его научных школ, требований регионального рынка труда и мировых тенденций в сфере высшего образования.

ТПУ с 1995 г. активно проводит политику интеграции в мировое научно-образовательное пространство, интенсивно развиваются международные связи университета, в том числе с образовательными и научными учреждениями США, Великобритании, Германии, Франции, Японии, Южной Кореи, Китая и других стран. Университет является членом 12 международных ассоциаций и консорциумов, в том числе Conference of European Schools for Advanced Engineering Education and Research (CESAER) и Consortium Linking Universities of Science and Technology for Education and Research (CLUSTER), в которых ТПУ – единственный представитель российских вузов. Университет имеет более 200 соглашений о сотрудничестве с зарубежными вузами, научными центрами и компаниями,  в т.ч. 13 соглашений по реализации совместных (DoubleDegree) образовательных программ.

В 1995 и 2001 гг. в университете были введены в действие две версии «Образовательного стандарта ТПУ», разработанные, соответственно, на основе ГОС ВПО РФ первого и второго поколений.

Понимая важность экспертной оценки своей деятельности со стороны отечественных и зарубежных профессиональных сообществ, ТПУ активно участвует в различных российских и международных проектах, направленных на  развитие системы качества и непрерывного совершенствования продукции и услуг, сертификацию специалистов, аккредитацию ООП.

Образовательные программы ТПУ регулярно проходят внешнюю оценку с участием отечественных и зарубежных экспертов:

  • в 2000 г. Global Alliance for Transnational Education (GATE) сертифицировал четыре программы подготовки специалистов в области техники и технологии на английском языке;
  • в 2005 г. образовательная программа «Computer Engineering» успешно прошла аудит в Канадском инженерном аккредитационном совете (Canadian Engineering Accreditation Board – СЕАВ);
  • В 2006 г. прошла оценку в Американском совете по технике и технологии (Accreditation Board for Engineering and Technology – ABET) образовательная программа подготовки бакалавров по направлению «Electrical Engineering»;
  • с 2003 г. по 2012 г. более 30 программ подготовки бакалавров, магистров и дипломированных специалистов в области техники и технологий успешно прошли общественно-профессиональную аккредитацию в Ассоциации инженерного образования России (АИОР), в том числе с присвоением европейского знака качества «EUR-ACE» и занесением их в регистр Европейской сети аккредитации инженерного образования (ENAEE) и Европейской федерации инженерных организаций (FEANI);
  • в 2012 г. проведена международная («EUR-ACE») общественно-профессиональная аккредитация 8 образовательных программ (завершены процедуры внешней экспертизы).

С ориентацией на внешние экспертные оценки, критерии аккредитации ООП, требования к профессиональным инженерам со стороны международных сертифицирующих и регистрирующих организаций постоянно совершенствуются технологии проектирования и реализации предлагаемых ТПУ образовательных программ.

В 2007-2008 гг. в рамках реализации Инновационной образовательной программы  университета «Развитие в университете опережающей подготовки элитных специалистов и команд профессионалов мирового уровня по приоритетным направлениям науки, техники и технологий» (приоритетный национальный проект «Образование») в ТПУ велась разработка и модернизация 25 магистерских программ, в том числе 7 Double Degree программ совместно с ведущими университетами Европы, входящими в консорциумы CESAER, CLUSTER  и TIME.

В 2008 г. после  опубликования макета ФГОС ВПО была разработана первая версия «Стандарта основной образовательной программы ТПУ» (Стандарта ООП ТПУ). По первой версии Стандарта ООП ТПУ разработаны новые магистерские программы университета (программы DoubleDegreec университетами мирового уровня).

Вторая редакция Стандарта ООП ТПУ (2010 г.) обобщала передовые научно-методические разработки университета по технологиям проектирования и реализации ООП выполненные в 2009-2010 гг.

В октябре 2011 года Национальный исследовательский Томский политехнический университет присоединился к Всемирной инициативе CDIO (The CDIO™ Initiative): Conceive — Design — Implement — Operate.

Всемирная инициатива CDIO - это международный проект, направленный на устранение противоречий между теорией и практикой в инженерном образовании. CDIO был организован учеными, представителями промышленности, инженерами и студентами Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology) в конце 90-х годов 20-го века. Инициатива CDIO получила широкую поддержку профессионального инженерного сообщества и аккредитационных агентств. Члены крупнейшего международного проекта CDIO разрабатывают и внедряют в вузах, которые являются участниками проекта прогрессивную и современную концепцию совершенствования инженерного образования на уровне бакалавриата. Новый подход предполагает усиление практической направленности обучения, а также введение системы проблемного и проектного обучения.

ТПУ является первым российским вузом, который принят в инициативу ведущих мировых вузов по модернизации инженерного образования. Всего к проекту присоединились около 70 высших учебных заведений из 25 стран мира.

С 2012 года в Томском политехническом университете принципы CDIO будут применять на «пилотных» бакалаврских программах трех институтов ТПУ – Института природных ресурсов, Института физики и высоких технологий и Энергетического института.

В 2012 г. в рамках Программы создания и развития ГОУ ВПО Национальный исследова-тельский университет ресурсоэффективных технологий на 2009-2018 гг. подготовлено третье издание Стандарта ООП ТПУ, которое определяет содержание и технологию реализации ООП, начиная с 2012/2013 учебного года.

Стандарт ООП ТПУ определяет требования к структуре, проектированию и реализации уровневых основных образовательных программ подготовки выпускников с высшим профессиональным образованием (бакалавр, магистр, специалист) по различным направлениям и является обязательным для исполнения всеми структурными подразделениями университета.

Стандарт ООП ТПУ ориентирован:

  • на современные требования к профессиональным инженерам со стороны международных сертифицирующих и регистрирующих организаций (Engineers Mobility Forum, APEC Engineer Register, Fédération Européenne d’Associations Nationales d’Ingénieurs) (для ООП в области техники и технологий);
  • требования к выпускникам инженерных программ со стороны международных аккредитующих организаций (International Engineering Alliance и European Network for Accreditation of Engineering Education) (для ООП в области техники и технологий);
  • концепцию CDIO (Conceive, Design, Implement, Operate) подготовки бакалавров в области техники и технологий к комплексной инженерной деятельности, реализуемую в ведущих университетах мира (для ООП в области техники и технологий);
  • международные критерии аккредитации инженерных программ (Washington Accord и EUR-ACE) и критерии аккредитации образовательных программ в области техники и технологий Ассоциацией инженерного образования России (для ООП в области техники и технологий);
  • структуру и номенклатуру двухуровневых Bachelor (FCD) – Master (SCD) инженерных программ в рамках Болонского процесса, а также программ подготовки специалистов, соответствующих Integrated Maser Programmes второго уровня (SCD) в мировой практике;
  • методологию компетентностного подхода (Outcome-Based Approach) к проектированию, реализации и оценке качества инженерных программ;
  • кредитно-накопительную систему (ECTS) оценки содержания программ и рейтинговую систему оценки их освоения студентами;
  • асинхронную организацию учебного процесса с приоритетом самостоятельной работы студентов (Learning VS Teaching);
  • личностно – ориентированные образовательные технологии (Student – Centred Education);
  • европейские рекомендации (Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European  Higher   Education Area) по управлению качеством образовательной деятельности в рамках Болонского процесса;
  • требования международного стандарта ISO 9001:2008 (IWA 2:2007) к управлению процессами, обеспечивающими образовательную деятельность в вузе.

Основное содержание Стандарта ООП ТПУ